Обзор планеты Прерафаэлитов

By on February 18, 2017, in of Arts, of Worlds

Если тебе интересны картины определённого течения, и ты хочешь окунуться с головой в его мир, то с чего начать? Кто твои проводники?

Моя любовь к творчеству последователей и приверженцев стиля прерафаэлизма проявлялась и крепла постепенно, позволяя мне наслаждаться всеми этапами пути исследователя и фаната, начиная с первых робких шажков. Конечно, сначала это источники в интернете, просмотр работ наиболее популярных авторов. Следующим шагом для человека, не живущего в Лондоне, но мечтающего о более материальных, чем пиксели на мониторе, проявлениях прерафаэлизма – это покупка книг. Благо, выбор есть даже на русском языке.

Тут мы подходим к завязке моего поста, сегодня мои слова – это и рассказ и вопрос.

Расскажу о своих приобретениях, их достоинствах и недостатках.

  • Моя первая книга “Прерафаэлиты” Игоря Светлова подойдёт как милый подарок начинающему любителю, на 47 страницах она содержит около 70 иллюстраций самых знаменитых мастеров, а также некоторые отрывки их жизнеописания. Цветопередача приличного качества (сравнение всегда буду вести с оригиналами картин), размеры иллюстраций от крупных до очень крупных, текста не очень много, и уж подавно нет серьёзного разбора биографии, деталей, нюансов и прочего. Твёрдый переплёт, хорошая мелованная бумага.

Вывод: книга для новичка, не обременяет фактами, скорее являясь небольшим художественным альбомом.

  • “История мировой живописи. Викторианская живопись и прерафаэлиты. Том 19” Майоровой и Скокова , пожалуй, и менее презентабельна и менее полезна. Под твёрдой обложкой 125 страниц офсета, это тип бумаги, который скорее оказывает медвежью услугу иллюстрациям – не хватает глубины цвета и блеска, хотя буквально пара картин вышла приближенной к оригиналу, но, как правило, они бледнее и серее оригиналов. Скудное количество общеизвестных фактов не поможет вам продвинуться вперёд по дороге познания мира прерафаэлитов. И название и типовое оформление активно намекают нам на общую книжную серию, из чего складывается вывод, что том 19 — это маленький лего-кусочек в большой коллекции по примеру Деагостини. То есть каждый отдельный элемент (тут книга) несёт в себе одну крупинку смысла, тогда как общее собрание сочинений (часто немалое) общо и в паре мазков живописует нам многообразие в искусстве. Оставим эти развлечения тем, кому они нравятся. А я из другого лагеря.

Вывод: необязательное/сомнительное приобретение.

  • “Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия” Мосина весьма своеобразное издание, у которого есть и любители и ненавистники. Мне оно скорее нравится. И вот почему. Это действительно энциклопедия, да-да, не подробные биографии и огромные иллюстрации, а небольшие столбики текста и, часто, маленькие изображения (иногда очень маленькие). Но! Если вы желаете окинуть взглядом немалую часть творчества и жизни не только прерафаэлитов, но и последователей их стиля, приверженцев их идеалов из числа викторианских художников – вам сюда. 144 статьи в алфавитном порядке, 140 биографий, 1700 иллюстраций помогут вам нащупать границы стиля – визуальные, идеологические, временные; а также опорные точки в развитии течения и в  жизни многих из авторов; вы узнаете, что эстетика прерафаэлизма оказала влияние на многие сферы искусства – фотографию, литографию, поэзию и даже создание мебели, ткани и обоев . Небольшие и маленькие изображения дадут примерное представление о стилистике автора, его может быть достаточно, чтобы побудить вас искать информацию и картины дальше из других источников. Качество цветопередачи порой хромает, но в основном неплохо. Мягкая обложка этого пухлого издания прочная.

Вывод: считаю неплохой ступенькой в  исследованиях, ведь дальше хочется двигаться только глубже.

  • А потом я приобрела замечательный “Поэтический мир прерафаэлитов” издательства Центр книги Рудомино . И, ох, как я рада этому знакомству! Из “Прерафаэлизма…” Мосина я узнала, что многие авторы пробовали себя в разных видах искусства, в частности – поэзии. А также я уже знала, что художники часто искали вдохновения в эпосе и стихах. И вот в толстом томике “Поэтического мира…” можно найти сочинения Сидалл, Россетти, Суинберна, Теннисона, Браунинга и т. д., на языке оригинала и в переводе на русский, а также их краткие биографии и некоторые картины. Оформление книги чудесное, продумана каждая мелочь – и твёрдая обложка с тиснением, и суперобложка, “Моррисовские” форзацы, нумерация, качество бумаги, подбор иллюстраций, их замечательная цветопередача. Честно! Я восхищаюсь всем, от вступительной статьи до выбора шрифтов. Всё в в единой гармонии и стилистике прерафаэлитов. И да, переводы хороши, музыкальны, образны.

Вывод: замечательный и очень ценный подарок любителю прерафаэлизма.

  • Последнее моё приобретение –  “Прерафаэлиты (подарочное издание)” Перси Бейта, что примечательно, издательства “Эксмо”. Подарочные издания “Эксмо” характеризуются для меня двумя пунктами: 1) броское, порой вычурное, оформление и 2) пренебрежение к деталям. К примеру в этой книге в картонном ларце с тонким пластиковым оконцем лежит на мягкой подложке книга. Обложка, цвета, задумка – замечательно. Но ткань подложки, хоть яркая и блестящая, но недорогая и тонкая, а под ней, очевидно, обычный прямоугольник пенопласта. В содержимом самой книги встречается неаккуратный обрез страниц, дефекты печати и печальная работа верстальщиков и дизайнеров, которые страдают отсутствием вкуса. Ну да ладно, de gustibus non est disputandum, как говорится… Об интеллектуальной ценности: текста немного, он весьма поверхностный, для уровня начинающих; иллюстраций много, разнообразных размеров, часто крупные. Цветопередача в общем и целом хорошая, яркая, хотя кое-где и страдает усилением контраста. Какие я вижу плюсы? Во-первых, качественные изображения, а также наличие картин, редко упоминаемых в других источниках (даже являясь пятой моей книгой по счёту, она смогла мне показать что-то новенькое даже у известных авторов – Милле, Соломона, Хьюза и даже Россетти). Во-вторых, безусловно шикарное оформление (обложка в особенности), шкатулка, тканевая закладка, богатое сочетание цветов. Этот том станет не только украшением вашей полки, но и комнаты, и (кто знает) даже дома. В-третьих, книга очень тяжёлая, и если к вам заберётся грабитель, вы успешно отобьётесь, ибо этот кирпич, даже способен убить 😉

Вывод: в категории подарочного альбома весьма хорош.

Итак, это все мои издания. Теперь перехожу к условной части “вопрос”. Читатель, если ты неравнодушен к прерафаэлитам, поделись со мной своими наблюдениями, какие книги порекомендуешь ты? Я слышала о каких-то книгах на английском, да и на русском ещё есть что приобрести. Я открыта к советам и обсуждениям.

Ну и, конечно, если у фаната прерафаэлитов есть возможность посетить Великобританию, это обязательно нужно исполнить! Мне посчастливилось побывать на выставке “Прерафаэлиты: викторианский авангард” в Пушкинском музее в июле 2013 года. Это было очень важное для меня событие. А золотой рыбке я бы загадала “побывать в галерее Тейт”. Ведь, когда ещё воочию удастся повстречаться с этими произведениями в России? Эх…

P.S.   А ещё у меня есть вечный календарь с картинами. А ведь на свете бывают ещё блокноты, закладки, наклейки…. держите меня семеро! 🙂

0

Reply